Введение
В
антикатолической литературе, из
какого бы лагеря она ни исходила —
реформаторов, гуманистов эпохи
Просвещения, официальных советских
историков Церкви, вряд ли какое-нибудь
слово в большей мере служило
символом порочности Римско-Католической
Церкви, чем слово “индульгенция”.
Часто
многие православные критики
заявляют о том, что Восточная
Церковь ни когда не знала практики
индульгенций. Однако так ли это
на самом деле? Что же такое на
самом деле индульгенция ?
У
многих поколений читателей и
кинозрителей так и засел в
памяти образ толстого жадного
священника с хитрыми бегающими
глазками, который всовывает бедному
крестьянину замусоленную бумажку —
индульгенцию, обещая ему за
некоторую сумму денег прощение всех
настоящих и будущих грехов. Таково
ли правильное понимание учения об
индульгенциях?
В
этой небольшой работе мы
рассмотрим индульгенции как
историческое явление и
учение о них в Восточной и
Западной Церквах.
История
индульгенций в Западной Церкви
Слово
“индульгенция” в переводе с
латинского языка означает
“милость” и подразумевает
частичную или полную отмену
наказания, которое грешник должен
будет понести, попав в чистилище.
Откуда взялась такая, с первого
взгляда, очень странная идея отмены
загробного наказания еще при жизни
грешника?
Дело
в том, что в древней Церкви на
верующих налагались, сообразно с
тяжестью совершенного греха,
наказания, которые им иногда
приходилось нести много лет. И
только после столь длительного
покаяния верующие допускались к
Причастию. Впоследствии, чтобы не
лишать верующих возможности
примириться с Богом, такие
длительные периоды покаяния были
отменены, и раскаявшийся грешник
допускался к таинствам Церкви.
Однако наказание не отменялось, а
как бы переносилось на загробную
жизнь, на период пребывания в
чистилище. Таким образом, перед
грешником вставала проблема: как “распределить”
мучения между земной жизнью и
загробной. Подобные рационально-наивные
представления, свойственные
средневековью, и породили практику
индульгенции, когда Церковь прощала
человеку часть его прегрешений или
даже все грехи, “облегчая”
посмертную участь.
Основанием
для практики индульгенций в какой-то
мере являлась вера в то, что добрые
дела способны искупить грех и что за
добродетельную жизнь Бог дарует
блаженство (“оправдание делами”).
Но поскольку идея “оправдания
делами” в ее прямом выражении
нарушала основополагающие
христианские воззрения на
благодать Божию как единственно
дарующую спасение (эта проблематика
составила в дальнейшем
существенную часть полемики
католиков и протестантов), то
допустимость индульгенций стала
объясняться иным образом. В XIII в.
французский богослов Гуго Сен-Шерский
разработал учение о том, что Церковь
обладает сокровищницей, запасом
добрых дел, совершенных Христом,
Богоматерью, живыми и почившими
святыми, и что из этого запаса можно
“покрывать” грехи
людей . В 1343 г. специальным декретом
Папы Климента VI это
учение было официально принято
Католической Церковью. В том же веке
учение Гуго Сен-Шерского получило
дальнейшую детальную разработку в
трудах теологов-схоластов, в т.ч. св.
Бонавентуры и св. Фомы Аквинского .
В
итоге практика индульгенций
получила солидное богословское
обоснование. За те или иные заслуги
перед Церковью, за щедрые
пожертвования можно было получить
индульгенцию, что заверялось
специальной бумагой, также
получившей называние “индульгенции”.
Последующая широкая продажа
индульгенций в целях обогащения в
условиях общего кризиса
Католической Церкви позднего
средневековья привела к резкому
недовольству верующих, послужила
одной из основных причин
разочарования в католицизме и
подтолкнула-лютеровскую Реформацию
. Так в крайне неприглядном виде,
представление об индульгенции и
дошло до наших дней .
Однако
стоит отметить тот факт, что
индульгенции не были явлением
присущим только Западной Церкви.
Практика индульгенций
существовала и в Восточных
Православных Церквах.
История
индульгенций в Восточных
Православных Церквах
В
настоящее время сложно определить,
когда индульгенции, среди
православных известные как "apheseis"
и "sygchorochartia", вошли в обиход
Восточной церкви. Они были
достаточно распространены уже в
шестнадцатом веке. В начале
восемнадцатого века Иерусалимский
патриарх Досифей Нотарас (1641-1707)
пишет об индульгенциях как о всем
давно известной и древней традиции:
"Возобладал обычай и древняя
традиция, которая известна всем,
чтобы святейшие патриархи давали
церковному народу грамоту об
отпущении грехов (sygchorochartion)".
Однако, Русскую церковь, более
подвергнутую влияниям
протестантизма, такая практика
почти не коснулась. Как известно
в то время , когда в
восточных Православных церквах,
индульгенции получили наибольшее
распространение, Русская
церковь, путем вмешательства
светской власти в
церковное управление, была
лишена патриаршества, а
следовательно и права давать
индульгенции, которые в практике
Православной Церкви, даровались
патриархом. По этому, не смотря
на то, что в Русской церкви
были сходные практики, мы
более рассмотрим практику
выдачи индульгенций в
Восточных Православных церквах.
Практика выдачи индульгенций,
существовавшая на Востоке сначала как и на
Западе неофициально, получила и
официальное подтверждение на
Константинопольском соборе 1727-го
года. Этот собор был созван в ответ
на усилившуюся "латинскую
пропаганду", развернувшуюся
главным образом в Сирии,
Месопотамии, Палестине и Египте, и
стал продолжением
Константинопольского собора 1722-го
года. Собор издал "Исповедание
веры", текст которого был
составлен Иерусалимским патриархом
Хрисанфом (+1731), подписанное
патриархами: Константинопольским
Паисием II, Антиохийским Сильвестром
и Иерусалимским Хрисанфом, а также
архиереями, находившимися в то
время в Константинополе и
принимавшими участие в соборе.
Итак, в 13-м пункте документа
говорится: "Власть оставления
грехов, которое, если подается
письменно, Восточная Христова
Церковь именует "разрешительными
грамотами" (sygchorochartia), а латиняне -
"индульгенциями" (intulgentzas),..
дается Христом в святой Церкви. Эти
разрешительные грамоты выдаются во
всей Кафолической Церкви четырьмя
святейшими патриархами:
Константинопольским,
Александрийским, Антиохийским и
Иерусалимским."
Как видно из обоих приведенных
отрывков, патриарха Досифея и
Константинопольского собора,
выдача индульгенций связывалась с
властью православных патриархов.
Приписывание патриархам (и только
им, как видно из текста "Исповедания")
власти отпускать грехи и выдавать
специальные грамоты было
искаженным рудиментом древнего
института "Пентархии", который
сформировался после IV Вселенского
собора и, безусловно, претерпел
кризис в эпоху турецкого господства
.
Важно отметить , что в своей
полемике с латинством греки
подвергали сомнению не само по себе
явление индульгенции, но то, что
Римские папы приписывали право
раздавать отпущение грехов
исключительно себе. Так, в том же 13-м
пункте соборного исповедания
сказано: "Говорить же, что власть
давать (индульгенции) имеет только
Римский папа, есть явная ложь".
Примечательно, что даже такой
богослов и знаток канонического
предания Церкви как преподобный
Никодим Святогорец не только не
отвергал, но и следовал практике
индульгенций. Так, в своем письме
епископу Стагонскому Паисию,
который в то время находился в
Константинополе, датированном
апрелем 1806-го года, он просит его
взять в патриархии "разрешительную
грамоту" для одного "живого
монаха", тоже по имени Никодим, и
прислать ему. Он обещает ему, что
вышлет деньги, необходимые для
покупки грамоты, как только узнает,
сколько она будет стоить.
Индульгенции как средство
обогащения были осуждены на
Константинопольском соборе 1838-го
года. Этот собор, как и собор 1727-го
года, был посвящен опровержению
латинских догматов и обычаев. Его
главной темой была "уния".
Окружное послание, изданное собором,
подписали Константинопольский
патриарх Григорий VI и Иерусалимский
патриарх Афанасий, а также
одиннадцать архиереев
Константинопольского синода. Его
текст был послан также
отсутствовавшим патриархам
Александрийскому Иерофею и
Антиохийскому Мефодию.
В 9-м пункте Окружного послания
осуждается "ужасное и
неслыханное злоупотребление,
происходящее от дерзости, по
которой епископы Рима святейшие,
священнейшие и страшные предметы
священной Христовой веры
используют как средство добывания
денег". Здесь осуждается только
взимание денег за отпущение грехов,
да и то только в юбилейные годы. В
послании также нигде не упоминается
и не осуждается практика
Православной Церкви, аналогичная
осуждаемой собором. Хотя как мы
рассматривали выше, деньги за
индульгенции взимались, и
порой не малые. Насколько
укорененной была эта практика,
говорит тот факт, что "разрешительные
грамоты" дожили в Православной
Церкви до середины двадцатого
века.
Так, например, греческий
исследователь Филипп Илиос
обнаружил индульгенцию,
датированную 1955-м годом.
Однако неясным остается вопрос:
как правильно понимать слово "индульгенция"?
"Отпущение грехов за деньги",
как полагают многие , или же "отпущение
перед Богом временного наказания за
грехи"?
Католическое учение об
индульгенциях
Официальное
католическое учение об
индульгенциях таково:
“Индульгенция
есть отпущение перед Богом
временного наказания за грехи, вина
за которые уже изглажена; ее
получает верующий, имеющий должное
расположение, в определенных
обстоятельствах, благодаря помощи
Церкви, которая распределяет и
применяет своею властью
сокровищницу заслуг Христа и святых.
Индульгенция может быть частичной
или полной в зависимости от того,
частично или полностью она снимает
наказание за грех. Частичные и
полные индульгенции могут даваться
также и умершим — через молитву”. (Апостольская
конституция Папы Павла VI
“Indulgen-tiarum doctrina”, нормы
1-3). Приведенное толкование было
обнародовано в 1967 г.; тем не менее,
оно полностью основывается на
традиции.
По
всей видимости, это
учение основывалось на давно уже
бытовавших в Церкви представлениях,
восходящих опять же к древне-церковной
покаянной дисциплине, которая
сложилась после великих гонений III
в. Большинство
кающихся составляли отступники,
отрекшиеся от Христа во время
преследований и таким образом
отпавшие от церковного общения, но
впоследствии раскаявшиеся и
просившие о воссоединении с
Церковью. Установленный срок
покаяния был, как правило, долгим, но
он мог быть сокращен — по
заступничеству исповедников (т.е.
тех, кто подвергся страданиям во
время гонений, но не отрекся от веры).
Исповедники как бы “брали на поруки”
кающихся: грехи падших “покрывались”
их заслугами.
Святой
Фома заострял внимание на том, что
действие индульгенции не может быть
механическим, а полностью зависит
от внутреннего расположения того,
кто ее получает. Известно, что
таинство покаяния действенно
только в случае искреннего
раскаяния и решимости больше не
грешить. Индульгенция, которая не
является таинством, может быть
получена верующим только после
совершения им таинства покаяния.
Тем
не менее, уже в 1547 г. Папа Пий V категорически
запретил практику продажи
индульгенций, которая и прежде была
совершенно неканоничной. Осуждение
Церковью прежних злоупотреблений
высказано и в Апостольской
конституции Павла VI “Indul-gentiarum
doctrina”.
В
последние века практика
индульгенций в Католической Церкви
стала сильно отличаться от
средневековой. Индульгенции
перестали раздаваться конкретным
людям с требованием тех или иных
послушаний, а стали объявляться
Папой с возможностью получения их
каждым верующим. Индульгенции
приурочивались к тем или иным
праздникам, и их мог получить каждый
католик, выполнивший в указанное
время определенные условия:
исповедь, Причащение и предписанные
молитвы. После II Ватиканского
Собора Церковь внесла некоторые
дополнительные изменения,
соответствующие духу времени и
способствующие подлинному
духовному возрастанию верующих. В
частности, верующим предоставлено
больше возможностей самим решать,
какие добрые дела им следует
избрать для получения индульгенции.
Николай Державин.
www.vselenskiy.narod.ru
|