Русская  Греко-Кафолическая Церковь

История

Общины

Библиотека

Ссылки

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архимандрит Фабиан Абрантович (M.I.C.)

 

Отец Фабиан Абрантович родился 14 сентября 1884 года в застенке Вересковщина Новогрудского повета на Западной Белоруси, и в ноябре того же года был крещен в католическом храме Вселюбскоого прихода. Родители его, Ян и Юлия, происходили из мещанского рода и когда-то проживали в Новогрудке. Начальное образование Фабиан получил тут же, в Новогрудке, в трехклассном училище, и в апреле 1902 года, после успешно сданных экзаменов на Комиссии петербургского учебного округа, он получил звание аптекарьского ученика. Осенью того же года Фабиан поступает в Могилевскую Католическую Духовную Семинарию в Петербурге, а после ее окончания, в 1906, продолжает обучение в Митрополитальной Духовной Католической Академии. 11 ноября 1908 года, на третьем курсе обучения в академии, студент Фабиан Абрантович рукопологается в сан священника. Аттестат об окончании Академии и присвоении степени Магистра Богословия священник Фабиан получил 1 июня 1910 года. По окончании академии он работал в течение двух лет преподавателем в гимназии при римо-католической церкви св. Екатерины в Петрограде и в Императорском Училище Правоведения, а в марте 1912 года получил разрешение на выезд в Бельгию для дальнейшей учебы.

С 1912 по 1914 г. отец Фабиан обучался на филосовском факультете Лувенского университета и защитил докторскую диссертацию на тему "Философские коцепции мировозрения Н.О. Лосского". Уже в качестве доктора богословских наук он возвратился в Петроград, и с 1914 года преподавал в Петроградской Римо-католической Семинарии философию, социальное учение Церкви и песнопение. Отец Фабиан одновременно исполнял обязанности преподавателя Закона Божия в Петроградской Константиновской Женской Гимназии при Императорском Женском Институте, а некое время обучал Закону Божиему в 12 Петроградском Училище.

Следует отметить, что католическая среда дореволюционного Петрограда в начале прошлого столетия отличалась интенсивной интеллектуальной и культурной жизнью. Поскольку в то время императорская столица была самым сильным образовательным центром для католиков огромного многонационального пространства Могилевской митрополии, в ней действовали различные организации и движения религиозно-национального характера. Поскольку отец Фабиан был белорусом, то принимал активное участие в деятельности многочисленных клерикальных и светских национальных объединений. Отец Абрантович понимал, насколько важную роль в исповедании христианских ценностей имеет самосознание и национальная культура его народа, а так же правильное восприятие интелектуальной средой социального учения Церкви, что было особенно необходимо в этот трудный период политической нестабильности. Отец Фабиан лично стоял у истоков формирования первой белорусской национально-религиозной организации Христианское Демократическое Объединение, и в мае 1917 года был одним из организаторов 1-го Съезда белорусских священнослужителей в Минске.

События октябрьского переворота 1917 года в Росии, именуемого в истории Великой Социалистической Революцией, изменили так же и политическую ситуацию Белоруси. В марте 1918 года была провозглашена Независимая Белорусская Республика, и уже в конце апреля того же года администратор Могилевской митрополии Архиепископ Эдуард фон Ропп направляет отца Фабиана в Минск, где, как предпологалось, должна была созидаться не только политическая, но и религиозно-культурная столица. В этом же году Апостольским Престолом была создана новая Минская епархия во главе с епископом Сигизмундом Лозинским и новая Римо-католическая Духовная Семинария, первым ректором которой и стал отец Фабиан. Вместе с епископом Лозинским он стоял у начала организации епархии и семинарии в Минске, и в 1919 был году удостоен звания прелата минского кафедрального капитула

В 1920 году в Минске установилась советская власть, и сложившаясь политическая ситуация заставила епископа Лозинского перенести семинарию и свою резиденцию: сначала на краткое время в Новогрудок, а затем в Пинск, так как эти земли к тому времени вошли в состав Польши.

В Пинске отец Фабиан исполнял различные обязанности: был ректором семинарии, семинарским профессором, некоторое время духовным отцом, занимался строительством и реконструкцией старинного здания францисканского монастыря, в котором разместилась семинария, но при этом он не скрывал своей мечты работать среди белорусской интеллигенции, которой в Пинске почти не было. Об этих трудностях отец Фабиан часто писал настоятелю Друйского марианского монастыря игумену Андрею Цикото, бывшему коллеге по преподованию в Минской семинарии, и виленскому епископу Георгию Матулайтису, которого так же хорошо знал со времен учебы и работы в Петрограде. Епископ Матулайтис в то время был широко известен благодаря своему христианскому универсализму в социальном и политическом мировозрении. В этом духе он не только управлял епархией но и возобновил Орден отцов мариан, даже решившись основать в 1923 г. в городе Друе марианский монастырь для белорусов. В 1926 году, после долгих размышлений и молитв, отец Фабиан отказывается от всех выполняемых им ранее обязаностей, а так же от присвоенных достоинств, и вступает в Друйский монастырь

В Друе отец Фабиан проходит новициат - первую ступень мошашеской жизни и в 1927 году становиться иеромонахом Ордена Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Следует отметить, что приготовление отца Фабиана к монашеской жизни не являлось пустой формальностью ради исполнения церковных законов, но по своей же воле, несмотря на большой опыт духовной жизни и образование, отец Фабиан провёл это время вместе с другими кандидатами ордена, как равный среди равных - выполняя любой физический труд и принимая трудную и суровую жизнь обители, как неукоснительное выполнение Божьей Воли.

После первых монашеских обетов отец Фабиан всецело предается широкой деятельности марианского монастыря. Он проповедует, преподает в марианской гимназии и в школах, печатается в различных белорусских изданиях, подерживая при этом постоянную связь с белорусской интиллегенцией, издает небольшие теологические труды: Человек и Бог, пишет новые песнопения на белорусском языке, которые и по сей день считаются одними из самых популярных в Церкви на Белоруси.

В 1928 году Папской Комисией Pro Russia, для католиков восточного обряда была создана новая административная структура в Китае со столицей в г. Харбине, где после большевистской революции появилось большое количество эмигрантов со всей России. Администратором новосозданной епархии на Дальнем Востоке был назначен архимандрит Фабиан Абрантович. В следствие этих событий, архимандрит Фабиан покидает Друю в июне 1928 года и приезжает в Рим, где на специальной аудиенции встречается с папом Пием XII. Получив апостольское благословение на тяжелую миссионерскую работу, выезжает в Харбин уже в августе того же года.

Архимандрит Фабиан не скрывал своего большого желания работать на Родине и ностальгия по Друе долго сопутствовала ему в далеком Китае. Однако, ни в коем разе эти чувства не являлись помехой для эффективности его миссионерской работы и не возбуждали несогласий с решениями Святого Престола.

Та ситуация, которую застал отец Фабиан в Харбине, не только не сопутствовала расширению общины католиков восточного обряда, но, в практическом смысле не давала никаких надежд на осуществление целей, поставленых перед ним Церковью. В полумиллионном городе в то время проживало около 150 тысяч представителей русскоязычного населения, действовало несколько десятков православных церквей, в которых работал 271 православный священник и три епископа. Всего лишь 18 католиков восточного обряда, которые стали паствой отца Фабияна, не имели даже своего помещения для молитвы. К тому же, работе отца Фабияна в Харбине постоянно сопутствовали большие экономические трудности и общественная неприязнь по причине антикатолической пропаганды. В этих условиях отец Абрантович понимал свою миссию как Господень Крест, но воспринимая его в духе глубокой веры, безгранично уповая на Божье Провидение: Я не ропщу - верю, что Господь и здесь что-нибудь создаст. Пусть я умру за это дело, но через 20-50-100 лет здесь будет лучше.

Мысли отца Фабиана о возможной смерти были порождены реальными опастностями, в которых он жил и работал, а так же многочисленными угрозами в его адрес со стороны врагов и недоброжелателей. В декабре 1928 года отец Фабиан напишет кардиналу Синчеро следующие строки: Пусть знает Ваше Высокопреосвященство, а если будет считать необходимым пусть передаст Святейшему Отцу, что даже если мне ничего не удасться здесь совершить, то умереть за Христа и за Церковь, с Божьей помощью, я готов.

Вера отца Фабиана определила характер его работы в Харбине и его успехи. За десять лет деятельности в Харбине отцу Абрантовичу удалось достичь целей, о которых ранее он даже не мог и мечтать. Несмотря на весьма трудные обстоятельства, он всё же организовал и зарегистрировал Епархию Восточного обряда для руских католиков, а так же построил церковь в самом Харбине. Он открыл и содержал лицей Св. Николая для юношей, для девушек - конвент урсулинок, и приют сестер францисканок для девочек. Во всех вышеупомянутых школах обучалось около 500 человек. После нескольких лет работы в Китае о. Фабиан смог основать в Харбине даже монастырь Отцов Мариан, а с 1931 года здесь под его руководством началось издательство газеты Католический Вестник.

Весной 1939 года отец Абрантович выехал из Харбина в Рим на конвент генерального управления марианского ордена, называемый капитулом, а так же для ознакомления Святого Престола с успехами миссии, вверенной ему в Китае. Летом того же года отец Фабиан отправился из Рима к себе на Родину, в Западную Беларусь, которая в то время находилась в составе польского государства. Там его и настигла Вторая Мировая Война. Наступление на Польшу с обеих сторон (германской, а в скорем времени и советской армии), разделило государство на две части. Поскольку в то время отец Фабиан навещал своего приятеля Митрополита Андрея Шептицкого во Львове, вследствии этих неожиданных политических перемен он оказался на советской территории.

Попытка отца Абрантовича перейти советско-немецкую границу обернулась для него неудачей и привела к аресту 25 октября 1939 года на погран. посту Рава-Русская. Несколько месяцев отец Фабиян находится во львовской тюрьме на особым следствии в УНКВД. Основные обвинения представленые ему во Львове были таковы: вражда по отношению к революционному движению, построению коммунистического общества и Соввласти; шпионаж в пользу Рима; посредничество между Папой и национальными движениями в Белоруси, Украине и в Китае с целью раскола СССР, нелегальный переход через границу.

Со слов свидетелей, которые в то время находились вместе с ним во львовской тюрьме имеются сведения о чрезмерно жестоких обращениях и пытках, которые перенёс отец Фабиан.

В первые дни апреля 1940 года я пребывал вместе с о. Ф. Абрантовичем во Львове в Замарстыновской тюрме, в камере 80. Я пробыл вместе с ним только три дня. Один раз на протяжении этих трех дней я видел его после допросов, всего избитого, изуродованного, залитого кровью: на лежащего на земле поставили кресло и топтались по нему, потом вновь били до крови ногами. Его обвиняли в шпионаже в пользу Папы (военный капеллан о. Войтас).

О. Абрантович почти всегда пребывал без чувств, в следствие тяжких побоев на допросах, а если он немного приходил в себя, то всегда начинал молиться, а вместе с ним и все в камере.(..) О. Абрантович почти ничего не ел. Днем спать ему не давали, а ночью - ежедневно - допросы от 9 вечера до 5 утра. Отец Абрантович возвращался с них (а вернее его приносили и бросали на землю как мешок) всегда тяжело избитый резиновыми сапогами. (Иосиф Белявский)

После трехмесячных допросов во Львовской следовательной части УНКВД, решением от 11 января 1940 года отец Абрантович был направлен в г. Москву для дальнейшего следствия по его обвинению. Принимая следственное дело № 512 из Львова в 4 Отдел Управления НКВД СССР г. Москвы по обвинению в антисоветской работе по заданию Ватикана, была поставлена цель: выявить целиком его антисоветскую деятельность за границей, полностью выявить известную ему антисоветскую клиентуру из числа католиков и выявить методы работы Ватикана против СССР.

В ходе следствия, в июле 1942 года, отец Фабиан апеллировал в инстанции суда по причине непризнания себя виновным в предъявленых обвинениях. В этой апелляции он отрицал всякую политическую деятельность, хотя подчеркивал свое невосприятия советского мировозрения как такового и свои открытые выступления против безбожия и атеизма. В упомянутой апелляции Отец Фабиан старался указать несоответствие обвинения с уголовной статьей о политической борьбе против советской власти, по которой проходило следствие. В постскриптуме своей апелляции отец Абрантович писал: Ни с буржуазией как подразумевает УК 58 с. 4 я связи не имел, ни к каким антисоветским организациям не принадлежал (УК 58 с. 11), поэтому напрасно подводить политическую базу под мои "преступления" за мой теизм и веру в Бога, хоть я и неподсудим.

Обвинительное заключение следственного дела архимандрита Фабиана было подписано 15 августа 1942 года. В долгих обвинениях на 6 страницах печатного текста были представлены самые выдающиеся достижения из всей его жизни, как тяжкие преступления против власти, государства и народа. В отношении обвиняемого предлагалось лишение свободы сроком на 15 лет, а его следственное дело для окончательного рассмотрения и провозглашения меры наказания было отправлено на Особое Совещание при Народном Коммисаре Внутренних Дел Союза ССР. В заключении следственного дела присуствовала и заметка о том, что обвиняемый себя виновным не признал.

23 сентября 1942 года архимандрит Фабиан Абрантович был признан виновным в борьбе против революционного движения и нелегальном переходе через границу и приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на десять лет, отсчитывая срок с 22 октября 1939 года.

Во время заключения отец Фабиан еще успел написать небольшой трактат об истории католичества в России. Черезмерное тюремное истощение, допросы и пытки окончательно подорвали здоровье отца Абрантовича. Умер архимандрит Фабиан 2 января 1946 года действительно "ex aerumnis carceris".

В 1992 году, в процессе пересмотра судебных дел и реабилитации бывших политических осуждённых решением от 24 декабря Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, за отсуствие в действиях Абрантовича Фабиана состава преступления, постановление НКВД СССР от 23 сентября 1943 года было отменено и дело прекращено.

о. Вячеслав Пялинак, M.I.C.
Roma, 3.03.2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz