Русская  Греко-Кафолическая Церковь

История

Общины

Библиотека

Ссылки

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Учение о чистилище.

Согласно общехристианским представлениям о посмертной судьбе людей, Бог судит души умерших тотчас после их исхода из тела. При этом души праведников попадают в рай, а души грешников, совершивших смертные грехи или не раскаявшихся, — в ад.

Согласно католическому учению о чистилище, души тех людей, которые не совершали особо тяжких грехов и раскаялись, должны пройти ряд временных, очистительных страданий и только после этого становятся достойны лицезрения Бога. Такой “промежуточный” этап между адом и раем (лат, “purgatorium”) в русском языке издревле носит название “чистилища”.

В Священном Писании прямые упоминания о существовании чистилища отсутствуют. В Ветхом Завете таковым можно счесть отрывок 2 Мак 12. 39—45, хотя многие экзегеты толкуют его как связанный с темой эсхатологического воскресения мертвых, а. не собственно чистилища. Немногочисленные новозаветные тексты (Мф 12. 32; 2 Тим 1. 18; 1 Кор 3. 10—15) могут рассматриваться как косвенные свидетельства о чистилище, но все это довольно спорно. В итоге католическая доктрина о чистилище опирается преимущественно на Священное Предание.

В творениях Отцов Церкви, как западных, так и восточных, идея чистилища в той или иной форме, безусловно, присутствует. Свв. Василий Великий, Григорий Нисский, бл. Августин употребляют выражение “очистительный огонь” (т.е. наказание огнем, из которого грешники выходят очищенными) или прямо “чистилище”. Ту же веру в возможность только временных мук разделяли свв. Киприан, Иоанн Златоуст. Наиболее четко учение о чистилище разработал Папа Григорий Великий, живший в VI столетии и признаваемый Восточной Церковью “столпом православия”.

Поначалу понятие чистилища было довольно неопределенным и допускало различные толкования. Но оно носило скорее “духовный” и общий характер. В частности, само понятие “очистительного огня” было сформулировано только в XI в. Но со временем идея чистилища стала приобретать все более конкретно-художественное выражение, и “промежуточное состояние” как бы сменилось “промежуточным местом”, когда богословы-схоласты, поэты и художники начали описывать, подобно аду и раю, детальное устройство чистилища, муки находящихся там грешников и т.д. Естественной реакцией Церкви было очень осторожное использование в официальных церковных определениях понятий и терминологии, описывающих чистилище. В соборных учительных текстах избегали использовать даже само слово “чистилище”, так же как и образ огня, очищающего от грехов.

С разделением Церквей учение о чистилище получило окончательное оформление только в Западной Церкви, прежде всего на I и II Лионском, Флорентийском и Тридентском Соборах. Однако установления, принятые на этих Соборах, хотя и выражали Учительство Церкви, не носили характера догматических вероопределений. В частности, на Флорентийском “примиренческом” Соборе 1439 г. грекам не вменялось в обязанность принять учение о чистилище.

В Восточной Церкви понятие чистилища не получило доктринального оформления. С другой стороны, на Востоке идея чистилища также всегда присутствовала, хотя и в несколько иных формах. Мертвые мыслились там находящимися в некоем промежуточном состоянии в ожидании Страшного Суда, когда их участь будет окончательно решена. Именно с этим связаны молитвы об умерших, чтобы Бог “оставил им прегрешения вольные и невольные”, “учинил души их в месте светле, в месте злачне”. Однако, согласно восточной традиции, не только элемент “промежуточности” присутствует в положении умерших до Страшного Суда, но и наличие мучений, страданий, испытываемых ими, — что уже вплотную приближает их к понятию чистилища. Св. Василий Великий в молитвах Пятидесятницы упоминает о “в аде (иногда заменявшего слово “чистилище” — Ю.Т.) держимых” с надеждою “мира, ослабления и свободы” для них.

Но еще более определенное воплощение идея мук чистилища получила на Востоке под названием “мытарств”, т.е. испытаний, угрожающих душе после смерти в ожидании Страшного Суда. Тема “мытарств” приобрела широкое распространение в фольклоре, многочисленных сказаниях, повествующих если не об “очистительном огне”, то о бесах и демонах, выдержать встречу с которыми предстоит грешникам.

Таким образом, можно сделать вывод о традиционной общности воззрений Католической и Православной Церквей на предмет “чистилища” и формальные вероучительные разногласия между ними считать чисто номинальными.

Юрий Табак

Сайт управляется системой uCoz