Русская  Греко-Кафолическая Церковь

История

Общины

Библиотека

Ссылки

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

РУССКИЕ КАТОЛИКИ

О.Николай Толстой

О. Николай Толстой, сын обер-гофмаршала А.Н. Толстого. Окончил Пажеский Корпус, а затем Московскую духовную академию. В 1893 г. рукоположен во священника. Совершил кругосветное путешествие. В 1894 г. он принят Папой Львом XIII и приносит Святому Отцу исповедание католической веры. По распоряжению Папы его зачисляют в католический Антиохийский патриархат и возводят в сан протопресвитера Иерусалимской церкви Гроба Господня. Возвратившись в Москву, о. Николай устраивает в своем доме часовню, где тайно собираются здешние католики. Обер-прокурор К.П. Победоносцев возбудил против него в Синоде судебный процесс, в результате которого о. Николая лишили сана, запретили проводить богослужения и взяли подписку о невыезде из Москвы. С тех пор он находился под постоянным надзором полиции. Затем через Петербург и Финляндию бежал за границу. Спустя два года ему разрешили вернуться в Россию. Лишенный по закону всего состояния, о. Николай поселяется в Москве и в более чем скромной обстановке тайно продолжает свою работу. Именно в этот период под его влиянием принимает католичество Владимир Соловьев, о чем свидетельствует опубликованная в журнале “Китеж” за декабрь 1927 г. копия документа, подписанного о. Николаем Толстым и свидетелями кн. Е.В. Долгоруковой и Д.С. Новским. О. Николай принадлежал к Греко-Католической Церкви и, согласно некоторым сведениям, в 20-х годах служил в Одессе по восточному обряду. В 1926 г. он скончался.

 

О. Алексей Зерчанинов

В 1896 г. заявил о своем вступлении в католичество благочинный села Борисова Арзамасского уезда Нижегородской епархии о. Алексей Зерчанинов, после чего при содействии своего духовного и светского начальства был немедленно посажен в Суздальскую тюрьму при Спасо-Евфимьевском монастыре. О. Алексей Зерчанинов родился в 1847 г. в семье православного священника. Первоначальное духовное образование получил в нижегородской семинарии, от права поступления в Академию отказался, чтобы скорее приступить к пастырской работе. Служил в Нижегородской епархии, где жило много сектантов и раскольников, поэтому приходилось исполнять одновременно и пастырские, и миссионерские задачи. Самостоятельное углубленное изучение трудов Отцов Церкви, литургики и истории Соборов привело его к мысли о необходимости возврата к истокам Единой Церкви. Открыто перешел в Католическую Церковь. Ряд лет провел в заточении, где, пользуясь самодельными чернилами и гусиным пером, написал объемный труд — апологию католичества, основанный исключительно на материалах русской религиозной печати. Эта работа под названием “Царство Божие в мире. Компиляция материалов, прочитанных деревенским дилетантом” была издана в Кракове. В начале 1900-х гг., по заступничеству Н.С. Ушаковой, о. Алексей Зерчанинов был выпущен на свободу с условием безвыездного проживания на своем хуторе в Нижегородской губернии. О. Алексей устроил там домашнюю часовню и тайную школу. Незадолго до революции 1905 г. он уехал во Львов, а затем в Рим, где его принял Папа Пий X. Но в 1905 г. о. Зерчанинов вновь вернулся на родину. После манифеста 17 октября 1905 г. он переезжает в столицу России и поселяется на Петербургской стороне, на ул. Полозовой, 12. Это был дом русской католички, сестры милосердия В.А, Тимофеевой. В своей комнате он служит Божественную Литургию, на которую собираются жители окрестных кварталов. Этот момент можно считать началом деятельности русской католической общины в Петербурге и в целом в России. После революции 1917 г. о. Алексей вновь подвергся гонениям: несколько раз сидел в тюрьме, затем был сослан в Тобольск, затем переехал в Нижний Новгород, где скончался 23 сентября 1933 г.

 

О. Евстафий Сусалев

В 1908 г. к Католической Церкви присоединяется старообрядческий священник из города Богородска Московской губернии, бывший настоятель храма при Морозовской мануфактуре о. Евстафий Сусалев. В 1909 г. он приезжает с семьей в Петербург и поселяется недалеко от Полозовой улицы. Своим участием в делах католической общины он способствовал открытию первого русского католического храма в Петербурге.

В верхнем этаже дома, где жил о. Алексей Зерчанинов, община снимала небольшую квартиру из трех комнат, одну из которых занимал священник. Между двумя другими комнатами была снесена перегородка, и в образовавшемся помещении устроена церковь. Первая Литургия прошла на Пасху 1909 г. при большом стечении верующих. Тотчас после службы за подписью о. Сусалева на имя Государя Императора была послана телеграмма: “В светлый праздник Христова Воскресения русские старообрядцы, приемлющие общение со Святейшим Римским Апостольским Престолом, возносят ко Всевышнему молитвы о здравии Вашего Императорского Величества и Государя Наследника Цесаревича”. Из ответа следовало, что Его Величество благодарит “русских старообрядцев, находящихся в общении со Святейшим Престолом”, за молитвы. Так фактически было санкционировано открытие русского католического храма. После манифеста 1905 г. Католическая Церковь в России получила право гражданства, и правительство не вмешивалось в ее внутренние дела. Храм Св. Духа на Полозовой улице стал миссионерским центром не только для Петербурга, но и для всей России. На богослужение собиралось так много народа, что маленькое помещение не могло вместить всех, и люди стояли на лестнице. После революции о. Евстафий был изобличен в том, что работал на царскую полицию, за  что был запрещен в служении.

 

 

Вл. Павел, епископ Гераклиопольский

О том страшном времени свидетельствует вл. Павел, епископ Гераклиопольский: “В конце 1937 г. я был выпущен из концентрационного лагеря. Начиналась другая жизнь. Но это была жизнь постоянного беспокойства, постоянных лишений и преследований. Никто не хотел меня принимать, никто не хотел дать мне приюта на ночь. Когда, на мое счастье, какая-нибудь добрая и сострадательная душа меня принимала, то она мучилась от страха и беспокойства.

И в самом деле, если бы ГПУ узнало о таком поступке, то оказавшего подобное милосердие человека ожидала верная смерть. Без продовольственной карточки, без права на жительство, без денег я обрекался на бродяжничество, на положение беглого, переходящего с 'места на место и не имеющего права жить ни в одном из этих мест. Я проводил ночи в лесах и пещерах, и из этих своих убежищ тайно я поддерживал связь со своей епархией, продолжал свое служение и совершал таинства.

В 1938 г. в Москве было открыто всего 10—12 церквей, все остальные церкви были разрушены, разорены или превращены в склады, магазины, кинематографы и театры. Оставляя нетронутыми эти несколько церквей, Сталин преследовал скрытые политические цели: ему хотелось создать впечатление у иностранцев, будто он терпимо относится к религии.

Средневековая инквизиция является детской игрой по сравнению с той, которая ведется сейчас в России. Странно и непростительно, что Европа так мало осведомлена обо всех этих ужасах”.

Несколько слов о епископе Павле. Он родился в 1880 г. в Архангельске. Окончил духовную семинарию, затем поступил в Соловецкий монастырь. В 1908 г. был рукоположен во священника. Пробыв еще шесть лет в монастыре, по решению начальства стал заниматься миссионерской деятельностью, был странником в Северной Руси. В 1920 г. арестован за контрреволюционную деятельность. Перенес пытки. В 1925 г. освобожден. Вновь проповедовал в Москве, Калуге и Серпухове. В 1931 г. опять арестован, осужден на семь лет каторги в песках Казахстана. После освобождения в 1937 г. вновь путешествовал, проповедовал, служил Литургию, совершал таинства. В 1941 г. оказался в Белоруссии, на территории, оккупированной немцами. Участвовал в открытии многих церквей. За короткое время с его помощью было восстановлено более 60 приходов. В 1943 г. хиротонисан во епископа Брянского в Минском

кафедральном соборе. При отступлении немцев покинул Россию, оказался в Баварии. Работал в лагерях русских беженцев. В Регенсбурге познакомился с архиепископом Михаилом Бухбергером, который сделал все возможное, чтобы помочь епископу-изгнаннику. С тех пор его интерес к христианскому единству, живший в нем с юных лет, стал расти. В 1946 г. епископ Павел вместе со своей сестрой, настоятельницей Серафимой, присоединился к Католической Церкви. Он стал первым православным епископом, совершившим такой шаг. Святой Отец дал ему титул епископа Гераклиопольского. В 1948 г. епископ Павел поселился в Бельгии, сначала в Шевтоньском монастыре, потом в Брюсселе, где принял живое участие в работе Русского католического центра.

 

О. Дмитрий Кузьмин-Караваев

О. Дмитрий Кузьмин-Караваев родился в 1886 г. в Петербурге. Его отец — участник японской войны, генерал, депутат I и II Государственных Дум. Окончил гимназию, затем юридический факультет университета, где, будучи студентом, стал активным членом большевистской секции социал-демократической партии. В 1907 г. был арестован и в течение осени содержался в одиночной камере. В первую мировую войну был санитаром на фронте. По окончании войны стал посещать собрания в доме католического священника о. Владимира Абрикосова. В 1920 г. принял католичество в русском приходе Рождества Богородицы. В 1922 г. вместе с о. Абрикосовым и другими выслан из России за участие во встречах католиков и православных, которые проходили зимой 1921-1922 гг. в Москве с благословения Патриарха Тихона. В 1923 г. вступил в греческую коллегию св. Афанасия в Риме. В 1927 г. удостоен степени доктора богословия и рукоположен в сан иерея. Назначен настоятелем в русский католический приход н Берлине. С 1931 г. — домовый священник студенческого общежития в Лувене. Скончался в 1959 г.

 

О. Диодор Колпинский

О. Диодор Колпинский родился в православной русской семье в 1892 г. в Пскове. Окончил в Петербурге Первый Кадетский корпус. В 1911 г. вместе с матерью, Ольгой Васильевной, теткой Е.В. Новоселовой и бабушкой Е.М. Новоселовой (в девичестве Мартьяновой) перешел в католичество. В Риме окончил курс папского Григорианского университета и получил степень доктора философии. Затем возвратился в Петербург, где принял священство по латинскому обряду. Служил в церкви св. Станислава викарным священником, заканчивая одновременно историко-философский факультет Петербургского университета. В 1917 г., перейдя в греко-католический обряд, занял должность секретаря русского католического экзархата. После революции эмигрировал в Польшу. С 1927 г. преподавал в Люблинском университете и в Миссионерском иституте. При институте действовали два храма. Для православного о. Диодор по собственному проекту построил иконостас и написал все иконы в древнерусском стиле; для католического создал великолепный проект мраморного Престола в романском стиле, который и был осуществлен. В 1927 г. о. Диодор предпринял издание единственного в то время русского католического журнала “Китеж”. В 1929 г. он был назначен настоятелем русского католического прихода в Харбине. В Австралии и ныне существует община русских католиков, образованная русскими эмигрантами, переселившимися из Китая.

 

Кн. Александр Волконский

7 мая 1866 г. в княжеском роде Волконских родился сын Александр Михайлович. Этот древний род ведет свое происхождение от Рюриков, и все Волконские являются прямыми потомками св. князя Михаила Черниговского. Князь Александр окончил юридический факультет Петербургского университета, Пажеский корпус, Николаевскую академию Генерального штаба. В первую мировую войну он был военным представителем России в правительстве Италии и приемщиком военных заказов на итальянских заводах. После революции 1917 г. остался за границей. Много сил отдавал он деятельности, которая призвана была предотвратить “денационализацию” русских эмигрантов. Так, в 1928 г. совместно с братом Сергеем Михайловичем он выпустил книгу, называвшуюся “В защиту русского языка”. Князь Александр Михайлович пришел к мысли о необходимости вернуться к первоистокам, то есть к неразделенной Церкви времен свв. Ольги, Владимира, Антония и Феодосия Печерских. Князь Александр, став католиком, принял священство в византийском обряде. Он стал одним из выдающихся лекторов папского Восточного института, где читал русскую литературу и историю. Написал несколько книг, в том числе “Католичество и Священное Предание Востока” и “Католичество”. Протоиерей Александр Михайлович Волконский скончался 18 октября 1934 г. в городе Альба-Лонга под Римом.

 

Надежда Александровна Лаппо-Данилевская

Надежда Александровна Лаппо-Данилевская, в девичестве Люткевич, родилась в Киеве в 1874 г. Окончила Елизаветинский институт в Санкт-Петербурге. Много путешествовала, особенно по Италии, где училась пению, после чего дебютировала на оперной сцене Ла Скала в Милане. Но вскоре убедилась, что ее настоящее призвание — литература. В 1911 г. появился ее первый роман “В тумане жизни”, а затем и ряд других. Особенным успехом пользовался роман “Русский барин”. Надежда Александровна с детства была глубоко верующей. После революции 1917 г. под влиянием выпавших на ее долю испытаний она проходит через полосу долгих религиозных исканий и в 1923г. в Риме переходит в католичество. В 1925 г. вышел ее роман “К счастью”, а в 1926 г. — повесть “Поруганный”, посвященные проблемам русской католической эмиграции. Не имея особых средств, Надежда Александровна тем не менее занималась благотворительностью. Многие помнят ее “Христову коробочку” — копилку, куда собирала она пожертвования для нуждающихся. Лишая себя самого необходимого, она помогала не только соотечественникам, но и французам, евреям — всем, кто страдал и нуждался в участии. 17 марта 1951 г. она скончалась в Шароле во Франции.

 

О. Алексей Шевелев

О. Алексей Шевелев родился 16 марта 1896 г. в Одессе. По материнской линии он происходил из графского рода Галлеа-но из Генуи. Его дед Андрей Галлеано хотел, чтобы внук стал католиком, но по законам того времени это было невозможно, и мальчик был крещен в православии. В 1914 г. Алексей окончил Одесский Кадетский корпус, в 1915 г. он был направлен на фронт, где получил ранение и контузию. С детства чувствуя призвание к священству, в 1920 г. он поступил в Одесскую духовную семинарию, которая через год была закрыта. Алексей продолжал учиться самостоятельно, и в 1921 г. в городе Елизаветграде был рукоположен во священника. В 1931 г. его арестовали. Выйдя на свободу в 1937 г., он поначалу работал экскурсоводом в Керчи. Закончив Ленинградский заочный историко-археологический институт, стал сотрудником Керченского музея. Во время войны он с семьей оказался в Германии, где какое-то время работал на американском военном складе. В Мюнхене вошел в контакт с Русским католическим центром и в 1948 г. вместе с женой перешел в католичество. В 1949 г. о. Алексей приехал в Рим и с этого времени в течение 20 лет вел передачи радио Ватикана на русском языке. В тот период, когда радио глушили, о. Алексей читал текст, очень внятно и отчетливо выговаривая каждое слово. Эту привычку он сохранил до конца своих дней. В 1969 г. он вышел на пенсию, но до 1973 г. продолжал вести на радио религиозную программу. О. Алексей скончался 5 июля 1974 г. в своей квартире в Руссикуме.

 

О. Георгий Коваленко

О. Георгий Коваленко родился в 1900г. Когда он учился в Киевском политехническом институте, началась революция. В 1918 г. на его глазах были расстреляны отец, генерал царской армии, и старший брат — офицер. Это побудило его в возрасте 18 лет вступить в Белую Армию. Дважды попадал он в плен и дважды бежал. Из Эстонии, где он был произведен в офицеры, Георгий перебрался в Польшу, но там снова попал в плен и снова бежал. В 1922 г. в Данциге работал грузчиком, бухгалтером, преподавателем русского языка. Принял католичество и стал послушником в ордене Иисуса. Затем переехал в Италию, где изучал философию и богословие и в 1944 г. был рукоположен во священника. В 1947 г. работал в Риме среди русских беженцев. В 1951 г. он перебрался в Буэнос-Айрес, где принял руководство Русским католическим центром. В 1958 г. в связи с ухудшением здоровья вернулся в Рим, где перенес тяжелую операцию, но от болезни так и не оправился. В Риме занимал должность эконома, затем библиотекаря, затем преподавателя русского языка в Руссикуме. Скончался 5 ноября 1975 г.

 

О. Иоанн Корниевский

О. Иоанн Корниевский родился 20 февраля 1910 г. в селе Оконечник Омской губернии. Отец его был богатым человеком. Чтобы избежать раскулачивания, в 1928 г. семья перебралась на Украину. По окончании школы будущий священник служил в армии интендантом и даже дослужился до звания майора. Во время войны он попал в плен, а по ее окончании оказался в Бельгии. Там Иоанн принял католичество. В 1950 г. поступил в Руссикум и в 1955 г. был рукоположен во священника. В Италии о. Иоанн выпустил книгу “Евангелие для детей”. С 1956 г. находился на пастырской работе в Германии, затем, переехав в Бельгию, стал сотрудником издательства “Жизнь с Богом”, где в 1959 г. опубликовал Четвероевангелие на русском языке. В 1962 г. вернулся в Россию. До конца дней своих он был предан Католической Церкви и часто служил Мессу в своей квартире. О. Иоанн скоропостижно скончался 12 июня 1984 г. на 74-м году жизни. Похоронен он на городском кладбище в Запорожье.

Подготовил Евгений Герф

Журнал "Истина и Жизнь" № 6 за 1993 год

 

 

Сайт управляется системой uCoz