Русская Греко-Кафолическая Церковь
|
Вся
Россия - лишь страданье, В
конце XIX
века Российская Православная Церковь с
множеством епархий, приходов,
монастырей и миссий была
настоящим предводителем восточного
христианства. В условиях изоляции от
церкви Западной, многие ревнители
правоверия полагали, что вскоре,
благодаря славным успехам российского
воинства церковь православная еще
более расширит свои границы,
приумножит свою паству и станет
первенствующей не только на Востоке, но
и во всей вселенной, по сравнению с
которой сама церковь Рима будет весьма
немногочисленной. Российский государь
сердечно приглашал лиц иностранных
исповеданий переходить
в православие. Одновременно, все больше русских людей путешествовали в Западную Европу, где поражались великолепию и всемирному размаху Римского католичества. Представителем Вселенского христианства в России было польско-литовское духовенство, лелеявшее мечту обращения "схизматического" русского народа к истинной католической вере. Владимирская дорога не зарастала благодаря регулярной высылке в Сибирь «ксендзов и бискупов». Русская пресса заботливо подогревала атмосферу ненависти к полякам и их вере. Владимир Соловьев Российский
философ Владимир Соловьев (1853-1900)
полагал, что великий разлом
христианства может быть залечен без
отступничества от отеческой веры. Свои
воссоединительные идеи Соловьев
сформулировал в статье “Русская идея”,
вышедшей в 1888 году в Париже по-французски.
Преодоление духовного кризиса
русского православия он видел в
воссоединении с церковью вселенской во
главе с римским архиереем. Великий
философ считал, что русскому
православному излишне формально
переходить в католическую церковь.
Однако, видя невозможность скорого
соединения восточной и западной церкви,
Соловьев по выражению своей сестры М.С.
Безобразовой, ”соединил их
субъективно в себе”.
18
февраля 1896 г , в воскресенье на второй
неделе Великого Поста, в день памяти
святого Льва Великого, папы римского, в
Москве, в домовой церкви тайного
священника Николая Толстого, Владимир
Соловьев официально присоединился к
Католической церкви. Он исповедался и
прочитал Тридентский символ веры, при
этом произнеся: «Я принадлежу к
истинной Православной церкви, ибо
именно для того, чтобы неповрежденное
исповедовать истинное Православие, я,
не будучи латинянином, признаю Рим
центром вселенского христианства». Владимир
Соловьев умер 31 июля 1900 года, перед
смертью исповедовавшись и
причастившись у синодального
священника Беляева. Согласно канонам, в
случае смертельной болезни член
Католической церкви может обратиться к
священнику, не состоящему в общении с
Римом для исповеди и причастия. В 1910
году о. Николай Толстой в “Московских
ведомостях” официально заявил о
присоединении Владимира Соловьева к
Католической церкви, что вызвало шок
среди последователей Соловьева.
Митрополит Шептицкий поддерживает искателей вселенстваВладыка Андрей (Шептицкий) В
том же году в Австрийской Галиции
митрополитом для греко-католиков был
назначен знакомый Соловьева граф
Андрей Шептицкий (1865-1944), поляк,
происходивший из древнего рода
западнорусских князей. Владыка Андрей
считал себя морально и канонически
ответственным за поддержку ревнителей
вселенства в Российской Империи. В 1907 году на частной аудиенции Папа Пий X подтвердил право митрополита Шептицкого заниматься пастырством и созданием католических епархий византийского обряда на территории Российской империи. Св.
Папа Пий Х Вскоре
во Львов приехал чиновник особых
поручений при Саратовском губернаторе
Иван Александрович Дейбнер, родом из
обрусевших немцев. Во время занятий в
Императорском училище правоведения он
читал латинские книги по
догматическому богословию и посещал
кружок почитателей Соловьева. В 1899 году
он женился на бельгийской подданной
католичке Мари Пане, и стал вместе с ней
посещать костел Св. Екатерины на
Невском проспекте. Вернувшись в веру
своих предков, он почувствовал в свой
душе призвание к воссоединительной
деятельности. Владыка Андрей
рукоположил его в священники
восточного обряда, разрешив в случае
необходимости служить также и мессу.
После этого он благословил его
вернуться в Саратов. Вскоре туда же был
послан василианин Иеремия Ломницкий
для научения тайного иерея Иоанна
служению по византийскому обряду. Православный
священник с Урала Ювеналий Землянужнов
решил со всем семейством принять
католичество и заявил об этом
латинскому священнику в Саратове.
Последнему было ведомо про священство
чиновника Дейбнера, и он отправил к
нему отца Ювеналия. Отец Иоанн с ужасом обнаружил, что таких простых православных людей совершенно некуда девать: в России его арестуют, а за границей он не сможет служить из-за небольшого образования и незнания языков. Дейбнер посоветовал отцу Ювеналию оставаться католиком в душе и служить на прежнем месте. В конце 1904 года во Львов приехал искатель вселенства протоиерей Алексий Зерчанинов (1848-1933). После самостоятельного изучения церковной истории и творений Отцов Церкви, он присоединился к Католической церкви, за что подвергся извержению из священного сана и заключению в монастырскую тюрьму, из которой был освобожден по ходатайству Натальи Сергеевны Ушаковой, кузины саратовского губернатора Столыпина. Протоиерей Алексий Зерчанинов Шептицкий принял многострадального отца Алексея свою епархию в сущем сане, и послал обратно в Россию. Отец Зерчанинов поселился на даче Ушаковой, которая считала себя русской православной в общении с Римом. На ее квартире собирался кружок ревнителей церковного единения. Отец Алексей совершал для них богослужения по восточному обряду с поминовением Папы. Наталья Сергеевна поддерживала дружеские отношения с петербургским римско-католическим клиром. Особое взаимопонимание сложилось у нее с французскими священниками из конгрегации ассумпционистов отцами Борэном и Буа, которые считали себя советниками и духовными наставниками «руссо-католиков» . Наталья
Сергеевна Ушакова Кроме
того, кружку Ушаковой пыталась помочь
польская аристократка монахиня Урсула
Ледуховска, которая написала прошение
градоначальнику с просьбой разрешить
открыть католическую часовню на
Петербургской стороне. По замыслу
монахини эта часовня предназначалась
для русских, в ней следовало совершать
богослужения, как по латинскому, так и
по византийскому обряду с проповедью
на русском языке. Однако глава Римско-католической
церкви в России митрополит Аполинарий
Внуковский не благоволил к идее
русской часовни. Еще ранее он запретил
проповеди по-русски в костеле св.
Екатерины. По мнению прелата,
требования часовни для русских «рождаются
от гордости. Есть у них Господь Иисус в
Пресвятых Дарах - должно хватить.
Впрочем, могут читать французские
книги, нет еще католического перевода
Евангелия на русский язык.» Каноническая самостоятельность русских католиковКардинал
Гаспарри, секретарь конгрегации по
чрезвычайным церковным делам, 22 мая 1908
года назначил отца Алексея Зерчанинова
главой миссии восточного обряда в
России. Ему было предписано “со всякой
строгостью соблюдать греко-славянский
обряд в его чистоте, не допуская ни
малейшего смешения с латинским или
любым другим обрядом”. О.
Алексей развивал служение в Петербурге
для белорусов и украинцев, потомков
униатов, которым нравилась служба под
орган, молебны Сердцу Иисусову и
поклонение Святым Дарам. Его собрат
Иоанн Дейбнер служил только по
синодальному русскому обряду и не
допускал никакого латинского
благочестия. Вскоре
к общине руссо-католиков присоединился
Евстафий Сусалев старообрядческий
священник Белокриницкого согласия.
Митрополит Андрей Шептицкий
представил материалы о Белокриницкой
старообрядческой иерархии на
усмотрение папы, который признал ее
действительность и благословил
двоеперстие. В 1911 году в Петербурге на
Полозовой улице открылся храм “старообрядцев,
приемлющих общение с Апостольским
Римским престолом”, где служил о.
Евстафий. В следующем году на
Бармалеевой улице была
зарегистрирована первая православно-кафолическая
церковь, где службы совершались по
греко-российскому обряду.
Чашу терпения Синода переполнил
выход в свет первого 16-ти страничного
номера православно-католического
журнала “Слово Истины”, который издал
тайный русский католик Балашов,
официально состоявший в греко-российском
исповедании. Вдохновителями и
спонсорами издания стали французские
ассумпционисты, мечтавшие
излить католический дух на русское
общество. Священный
синод потребовал от МВД “принятия
неотложных мер к недопущению римско-католической
пропаганды в столице”. Латинский
митрополит Викентий Ключинский под
давлением властей, несмотря на запрет
Ватикана, благословил закрытие
православно-кафолического храма. 10
февраля 1913 г. викарный епископ Нарвский
Никандр (Феноменов), вошел с нарядом
полиции в церковь на улице Бармалеева.
Он прервал службу и возгласил, что это
вовсе не православный храм. Владыка
анафематствовал тех, кто не выйдет
вместе с ним. Никто не вышел, и о. Иоанн
Дейбнер продолжил службу. На следующий
день здание было закрыто и опечатано
полицией. На общины Дейбнера и Зерчанинова посыпались жалобы латинского клира по обвинению в схизматической пропаганде. Владыка Андрей Шептицкий взял православных католиков под свою защиту и проводил время в написании объяснительных записок в Римскую Курию. Как писал исследователь истории миссии Антуан Венгер »Препятствием являлись поляки, которые интриговали в Риме и вечно представляли себя “народом-мучеником”. По их словам, восточный обряд удаляет от католичества и приближает к раскольникам. “Поляки, — писал один из вдохновителей православно-кафолической группы французский священник ассумпционист Борэн, — умелые дипломаты и великие интриганы”. Блаженный
Леонид Федоров Перед
I
мировой войной значительную роль в
униатской миссии сыграл священник
Леонид Федоров(причислен к лику
блаженных в 2001.) (1879-1935), родом из
петербургских ремесленников. Он
присоединился к Католической церкви
после 2-го
курса православной духовной академии и
продолжил учебу в Риме. В 1907 году
российский посланник С.Д. Сазонов
предложил Федорову организовать в
России римско-католическую церковь для
русских. Когда о. Леонид приехал в
Россию, то сразу же был арестован по
подозрению в том, что является агентом
главы украинских националистов
митрополита Шептицкого. Несколько лет
он провел в Тобольске под надзором
полиции. Блаженный Экзарх Леонид Фёдоров После
Февральской революции в Петрограде на I
Русском греко-католическом соборе,
происходившем под председательством
митрополита Андрея. Федоров был
назначен экзархом для католиков
восточного обряда с возведением его в
сан протопресвитера. В восточный обряд перешли супруги Абрикосовы, принадлежащие к доминиканскому братству мирян. Владимир Абрикосов был посвящен в сан священника византийского обряда в состоянии безбрачия (целибата). Матушка Екатерина (Анна Абрикосова) основала русскую доминиканскую женскую общину, при вступление в которую послушницы произносили обеты:”...мы, посвященные сестры - терциарки Ордена Проповедников Московской общины св. Доминика, отдаем в жертву Пресвятой Троице нашу жизнь до последней капли крови за спасение России и за священников..”Вся духовная практика этой общины была латинская, но литургия служилась византийская. Матушка Екатерина (Абрикосова) Летом
1917 года в Петрограде было образовано “Общество
поборников воссоединения церквей”,
куда вошли с православной стороны
князья Э.Э. Ухтомский, Е.Н. Трубецкой,
А.Д. Оболенский , Н. Глубоковский, Г.А.
Рачинский, С.Н. Булгаков, священник
Сергий Соловьев (племянник
Владимира Соловьева); от старообрядцев
епископ Геронтий Петроградский и
Иннокентий Нижегородский; от
католической стороны митрополит
Андрей Шептицкий, архиепископ Эдуард
фон Ропп, епископ Ян Цепляк и
католические священники восточного
обряда. Общество ставило задачи: ”просвещение
и общение в духе взаимной любви и
примирения”. К весне 1918 года из-за
трудных условий жизни в Питере (голод,
разгул бандитизма и ЧК) собрания
общества прекратились. В
апреле 1917 года возник также “Союз
Вселенского Церковного Единения”,
заседания которого происходили в
Институте Истории искусств.
Инициаторами создания были
православные офицеры и любители
религиозной философии. В состав “Союза”
вошли православное и католическое
духовенство и миряне. Председателем
союза стал граф В. П. Зубов. На
заседаниях союза несколько докладов
прочел экзарх Леонид. Во
время гражданской войны в 1918-1919 годах
Федоров жил в Петрограде на грани
голодной смерти, рубил дрова,
работал молотобойцем в кузнице,
грузчиком и чернорабочим. Несмотря на
это он продолжал проводить
собрания православного и
католического духовенства, где показал
себя активным проповедником. Крестный ход , возглавляемый блаженным Леонидом Федоровым 31 мая 1918 г. “С самого начала моей деятельности,- писал экзарх митрополиту Шептицкому во Львов, - мне удалось завязать самые дружеские отношения с виднейшими представителями петроградского клира - с митрополитом Вениамином, единоверческим епископом Симоном и даже с самим Патриархом.” Экзарх
Федоров категорически запретил
подчиненным священникам призывать
православных переходить в
Католическую церковь. Латинское же
духовенство, дождавшись свободы,
наоборот активно проповедовало против
русского православия, обличая его в
раскольничестве и бескультурье. Это
провалило миссию Федорова в Петрограде
и подорвало его теплые отношения с
православным духовенством, которое
стало смотреть на него как на
провокатора. ”Не активная пропаганда,
не натиск миссионера необходимы в
Росси, а сближение на почве
общехристианских интересов против
растущего неверия и воинствующего
коммунизма, - убеждал экзарх латинское
духовенство. 16 июня 1920 года в день тезоименитства Патриарха Тихона к нему пришли депутаты от православных приходов Москвы вместе с восточными католиками священиком Владимиром Абрикосовым и мирянами Н.Н. Александрововым и В.В. Балашовым. Отец Владимир выразил Патриарху почтение как законному главе Российской православной церкви и подарил перевод молитвы Папы Бенедикта XV о христианском единстве. Святейший ответил, что сочувствует делу единения, постоянно об этом молится. Он благословил православный клир на совместную работу с восточными католиками по изучению вопроса соединения Церквей.Через несколько дней к участникам встречи пришли чекисты с обыском, получив сигнал о том, что католики передали Патриарху Тихона тайное послание Папы. о.Владимир Абикосов(фото 50х ХХ в.) В Марфо-Мариинской обители Москвы состоялось совместное православно-униатское собрание на тему сближения и соединения Церквей. Со стороны Российской церкви делегацию из сорока священников и мирян возглавлял епископ Можайский Иларион (Троицкий). От католиков присутствовал отец Владимир Абрикосов, латинский священник Иосиф Вержбицкий и миряне. Владыка Иларион подчеркнул важность дела сближения и необходимость выявить разногласия. Отец Владимир объяснил случаи неуважительного отношения к православию произволом местного латинского клира, нарушавшего декреты Апостольского престола. Настоятель храма Христа Спасителя Александр Хатовицкий напомнил собравшимся как в 1907 году в Канаду был назначен совершенно бесправный униатский епископ Сотер Ортынский, который не получил самостоятельной юрисдикции (священной власти), а был полностью подчинен латинскому иерарху, согласно папской булле “Ea semper” .Отец Хатовицкий возгласил: ”Латиняне никогда не допустят равноправия и равного положения для восточных, всегда будут оставлять их на втором плане, дальше прихожих пускать не будут. У нас , православных, сложилось представление , что Рим хочет нас подчинить, унизить и ,конечно, пример польского духовенства нас в этом убеждает и оправдывает”. Он возвестил о бесполезности переговоров между католиками и православными на фоне миссионерства латинян. Следующая встреча состоялось под председательством епископа Илариона Троицкого в замоскворецкой церкви Николы в Наливках. Собрание было очень многочисленным, но призывы к вселенству экзарха Федорова успеха не имели, ибо в советских газетах были напечатаны преувеличенные слухи, что, Чешская церковь отпала от Рима и объявила об автокефалии (неправда – С.Г.). Священомученик
и исповедник Иларион (Троицкий)(икона
ХХв.) 1 августа 1921 г. экзарх встретился с Патриархом Тихоном, где продолжал увещевать Святейшего о церковном единстве. Позже Федоров написал доклад Папе о причинах, которые препятствовали его деятельности и фактически провалили основную задачу его служения - установить дружественные отношения с Российской патриаршей церковью. Святитель Тихон Патриарх Московский и Всея Руси (икона ХХв.) 5
декабря 1922 года во время начавшегося
большевистского гонения все
католические церкви всех обрядов были
закрыты. Большинство русских
католических священников,
монашествующих и мирян было арестовано
и осуждено по делам “контрреволюционного
католического духовенства”. Вся их
последующая жизнь прошла в архипелаге
ГУЛАГ. В 1937 году многие из оставшихся в
живых были расстреляны НКВД. Служение вице-экзарха Сергия СоловьеваДело примирения церквей продолжил присоединившийся к католичеству православный священник о. Сергий Соловьев (племянник Владимира Соловьева), по профессии - литератор и филолог. В 1926 г. он был назначен епископом Пием Неве вице-экзархом для католиков восточного обряда. Через последнего о. Сергий передал на Запад множество рукописей из творческого наследия своего дяди. Отец Сергий официально преподавал латинский язык в советских вузах, а неофициально служил в польской церкви Непорочного Зачатия в Грузинах восточную литургию на боковом алтаре. Вице-Экзарх
Сергий Соловьев В
1927 году после выхода Декларации о
лояльности к Советской власти
митрополита Сергия (Страгородского), о.
Соловьев призвал не поминающих Сергия
священников и епископов
присоединиться к Риму, как опоре
святости и независимости церкви. 16
февраля 1931 года о. Сергий Соловьев был
арестован, и долго находился под
следствием. Чекисты его пытали, после
чего отправили на принудительное
лечение в казанскую психбольницу, где
он и умер в 1941 году. В
1932 году к Католической
церкви тайно присоединился
архиепископ Варфоломей
Ремов, ближайший помощник митрополита
Сергия Страгородского. В 1933 году Папой
была учреждена титулярная Сергиевская
епархия в юрисдикции Рима во главе с
архиепископом Варфоломеем. На его
квартире происходили встречи иерархов
Патриаршей церкви митрополита Арсения
(Стадницкого), митрополита Анатолия (Грисюка)
и других, где обсуждался вопрос о
заключении союза с Ватиканом с целью
преодоления церковной смуты. В феврале
1935 года владыка Варфоломей и его
ближайшие духовные чада были
арестованы и спустя несколько месяцев
расстреляны .
В 1939 году после вступления
во Вторую мировую
войну СССР на его
территорию пытались проникнуть для подпольного
служения несколько священников
восточного обряда: среди них были
иезуиты Виктор Новиков и Уолтер Чишек,
которые были вскоре арестованы и
заключены в лагеря. Блаженный Климентий Шептицкий Архимандрит и Экзарх В 1935 году, экзархом Великой России и Сибири, был назначен архимандрит Климентий Шептицкий, младший брат слуги Божьего Митрополита Андрея Шептицкого. Будущий экзарх родился 17 ноября 1869 г. в деревне Прилбичи близ Яворова. Он изучал право в Мюнхене и Париже и получил докторскую степень в Университете Кракова. Был представителем австрийского парламента и членом Национального Совета. В 1912 году, последовав позднему монашескому призванию, он вступил в монастырь студитов. Этим шагом он прервал свою успешную светскую карьеру. Свое богословское образование завершил в Инсбруке. 28 августа 1915 года был рукоположен во священники. В продолжение многих лет он был игуменом (приором) студитского монастыря в Униве, и в 1944 стал архимандритом (настоятелем). Во время II Мировой Войны он предоставлял убежище преследуемым евреям. 5 июня 1947 года был арестован и приговорен к восьми годам тюремного заключения специальным заседанием НКВД (КГБ) в Киеве. Умер как мученик за веру 1 мая 1951 г. в тяжелых условиях тюрьмы, во Владимире (Россия). Беатифицирован Папой Иоанном Павлом II, во Львове, 27 июня 2001 года.
Служение в восточных районах Польши в 20-30 годыВладыка Николай Чарнецкий В 1930 году митрополит добился назначения епископа Николая Чарнецкого Апостольским визитатором греко-католиков в восточных провинциях Польши. Белорусское население в Виленском воеводстве Польской республики было сильно русифицировано и привыкло к проповедям на русском языке. С отступлением русских войск во время Первой мировой войны православные владыки покинули свою паству в западном крае. Поэтому сердца многих крестьян обратились к церкви Вселенской. Начались индивидуальные и групповые переходы в унию. Они обращались к латинским епископам, которые посылали им для служения священников биритуалистов. Для подготовки таких священников митрополит Эдуард фон Ропп, высланный из СССР за антисоветизм, основал Люблинский миссионерский институт. В нем преподавал протоиерей Александр Сипягин . Униональную работу в Польше вдохновляли отцы Общества Иисусова, которые для работы с русскими и белорусами основали Восточную миссию с центром в городке Альбертине Слонимского повета. Иезуитский костел был перестроен: увенчан православным куполом и украшен иконостасом внутри. Кроме
того, после гражданской войны на
территории Польской республики
оказалось много русских эмигрантов,
среди которых начали униональную
деятельность восточные сыны святого
Игнатия Лойолы. В Варшаве выходил
журнал «Китеж» под редакцией о. Антония
Около-Кулака, а в Вильно - «К соединению»,
который не только призывал
русскоязычных читателей к вселенству,
но и воспитывал лояльность к Польской
республике. Регулярно созывались
униональные съезды с участием
духовенства латинского и восточного
обрядов. Русских,
присоединявшихся к католичеству было
трудно идентифицировать, ибо «униатами»
считали белорусов, «греко-католиками» -
галичан. Иных определений гражданские
власти не признавали. Поэтому русские
искатели вселенства назвали себя
просто «православными». Николай
Чарнецкий был арестован в 1945 году
вместе с другими греко-католическими
епископами, он был отправлен в
сибирский лагерь. В 1956 году, после
смерти Сталина, власти выпустили
Чарнецкого - уже тяжело больного
человека - умирать домой, во Львов.
Епископ прожил там до 1959 года, посвятив
остаток дней молитве и служению в
катакомбах.
Русские католические общины в ЕвропеДмитрий
Кузьмин-Караваев (первый муж матери
Марии Скобцевой, известной религиозной
деятельницы русской эмиграции)) создал
в Берлине кружок ревнителей церковного
единения, куда вошли сенатор А.Д.
Арбузов, бывший директор департамента
МВД при Столыпине, барон Таубе, бывший
товарищ министра народного
просвещения, князь Николай Сергеевич
Оболенский, один из создателей
русского монархического движения за
границей, князь С.Е. Трубецкой, И.В.
Пузино, профессор истории. Они
стремились к воссозданию единой
универсальной церкви и принимали
первенство Римского престола как
хранителя церковного единства. Члены
кружка не желали индивидуально
присоединяться к католичеству, а
только в составе всей Православной
церкви. Позже
Кузьмин-Караваев принял сан
католического священника восточного
обряда и посвятил жизнь воспитанию
русских детей в Интернате Св. Георгия. 3
октября 1922 года о. Владимир Абрикосов,
высланный из России на «философском»
пароходе, передал на аудиенции Папе Пию
XI письмо сенатора А.Д. Арбузова и князя
С. Урусова относительно русской
католической миссии. В нем содержался
призыв: ”Не передавайте священное дело
объединения Церквей в России в руки
чуждых нам людей и наций, с которыми у
нас существуют враждебные
настроения и разногласия, не забытые до
сих пор ни нами ни ими. Их культура
чужда русскому народу, а их религия
носит на себе мрачный и даже враждебный
оттенок”. В
Париже возник русский католический
приход Св. Троицы во главе с отцом
Александром Евреиновым на улице
Франсуа Жерар. Среди его первых
прихожан были: барон М.А. Таубе, Н.А.
Лаппо-Данилевская, Ю.Н. Данзас,
профессор Пузино, Ю.Н. Маклаков. О.
Владимир Абрикосов встречался также с
митрополитом Евлогием Георгиевским,
ликвидатором унии в Галиции в Первую
мировую войну, который выразил
сочувствие идее вселенства. Он
поблагодарил Папу за внимание и
поддержку, которую он оказал русской
церкви за границей, но выразил опасение,
”как бы приближение к Риму не повлекло
за собой ущерба для традиционного
русского восточного благочестия“.
В своих мемуарах митрополит
Евлогий писал: ”Под видом “восточного
обряда” католики
прикровенно углаживают путь к
католичеству. Уж лучше прямо и открыто
вести пропаганду в сторону Рима, чем
прибегать к такой мимикрии.” Общество
Иисуса создало у себя ветвь восточного
обряда. Из эмигрантов первой волны
туда вступили бывший российский
дипломат Николай Бок (1880-1962), Иоанн
Кологривов (1890-1954), ставший
преподавателем Папского Восточного
института, Георгий Коваленко (1900-1975) и
другие. В
апреле 1925 г. в Риме при Конгрегации
Восточных церквей была создана
комиссия “Pro Russia” для помощи католикам
в Советском Союзе и русской эмиграции в
Европе. Ее председателем стал иезуит
Мишель д’Эрбиньи, богослов
и знаток России, автор книги о философе
Владимире Соловьеве. Своим авторитетом
он побудил католических
благотоворителей жертвовать русским
эмигрантам. Князь Григорий Трубецкой
говорил о нем: ”Ни одна просьба,
обращенная к о. д’Эрбиньи о содействии
отдельным русским семьям, находящимся
в бедственном положении, никогда не
оставлялась им без внимания.” Папа
Пий XI
благословил деятельность апостолата
византийского обряда в пользу единения
и призвал латинские ордена помогать
русским католикам. В восточный обряд
перешел литовский епископ Павел Бучис,
который отрастил бороду и надел
русскую рясу с панагией. Католические
епархии, семинарии, ордена бороздили
сотрудники русской комиссии и
призывали желающих переходить в
византийский обряд. Сердцем русского апостолата стала римская семинария византийского обряда “Руссикум”, учрежденная папой в 1929 году. В ней преподавали и учились русские эмигранты, в ожидании скорого возвращения на родину. Семинария ориентировала своих питомцев на жертвенное служение России и русским людям в состоянии безбрачия (целибата). Духовенство
семинарии "Руссикум" 1930 г. В
конце октября 1930 года в Риме состоялся
съезд духовенства византийско-славянского
обряда. Было постановлено тщательно
описать русское православное
богослужение и сохранять канонические
и обрядовые особенности восточной
церкви. Съезд выразил убеждение, «что
подготовка почвы для цельного
присоединения русского народа к
Католической Церкви весьма желательна
и похвальна, но, наряду с этим, находит
необходимым и самую серьезную работу
по ознакомлению отдельных русских с
католической верой в видах единичных и
безотлагательных присоединений к
истинной Церкви.» Литургисты
«Руссикума» начали активные изыскания
славянских книг и богослужебных
текстов. Благодаря этому к середине 40-х
годов типография Криптоферратского
монастыря смогла выпустить Служебник,
Иерейский молитвослов, Часослов,
Требник, Евангелие, Апостол и другие
богослужебные книги византийско-славянского
обряда, благословленные Папой. Русскую
литературу в «Руссикуме» читал
известный филолог и поэт Вячеслав
Иванов, который в 1926 году пред алтарем
св. Вячеслава в Римском Соборе св. Петра
прочел специальную формулу
присоединения к Католической церкви,
составленную Владимиром Соловьевым.
После этого, по его словам “ в первый
раз почувствовал себя православным в
полном смысле этого слова”. Вячеслав Иванов Заметную
роль в апостолате играли братья
Волконские, дети известной русской
католички М.Г. Волконской. Волконские
поддерживали в апостолате русский
национальный дух и осуждали всякие
попытки полонизации и латинизации.
Перу священника Александра
Волконского (ум. 1933) принадлежит
апология «Католичество и Священное
Предание Востока», ставшая
энциклопедией русских католиков
византийского обряда. В 1936 году в епископы был хиротонисан отец Александр Евреинов, возглавивший русский католический апостолат. Деяния отца Станислава Тышкевича
В
1920 году в Константинополе году
иеромонах Общества Иисусова Станислав
Тышкевич (1887-1962), поляк родом из-под
Киева, основал приют для русских
беженцев, которым помогал выехать в
Западную Европу. Среди них он
распространял брошюры собственного
сочинения, устраивал публичные лекции
о католическом понимании церкви.
Многие слушатели прониклись симпатией
к вселенству, а трое решили стать
католическими священниками восточного
обряда.После ухода беженцев из
Константинополя, он
переехал в Париж, где издавал для
русских эмигрантов журнал «Вера и
Родина» и полемизировал с
православными богословами. о.Станислав Тышкевич Отец
Тышкевич предложил индивидуально
обратиться в католичество отцу Сергию
Булгакову, который в тот период
отличался большими симпатиями к Риму.
Об этой встрече Булгаков писал: »У
меня был гр. Тышкевич (иезуит) и
произвел на меня совершенно
отрицательное впечатление: из всех,
полученных за это время от
католичества. Он все время валял со
мной дурака (сам-то он не очень умен и по-польски
противен), и при этом меня уловлял, так
что я в отношении к нему должен был
взять гораздо более непримиримый тон,
чем это есть по существу. Так что он,
кажется, во мне разочаровался. Но для
меня стало несомненно, что такой
человек, при всей похвальности его
ревности, русских «совращал», — иначе
это быть не могло с ним. Одним словом,
эго — не соединение, а уловление, и я
вовсе не тот дурак, за которого они меня
воображают». С 1931 года Тышкевич преподавал в "Руссикуме", переписывался с ведущими православными богословами и написал большой труд »Церковь Богочеловека». Пред смертью он принял схиму с именем Евлампий. В своем духовном завещании он писал: » Подлинное процветание православия возможно только в единении с католическою Церковью. Это единение следует смиренно вымолить, жертвенно выстрадать и сверхприродно вылюбить. Вымолить постоянно теплящейся в сердце детской молитвой ; выстрадать всеми посылаемыми Богом физическими и особенно моральными страданиями ; вылюбить чистою все возрастающею благодатною любовью к Господу нашему Иисусу Христу, к Его Пресвятой Матери, к Его единственной Церкви, к Его подвижникам. Миссия в МанчжурииРусское католичество на Дальнем Востоке началось присоединением в 1923 году к Католической церкви священника русской православной миссии Константина Коронина, служившего в Харбине. В 1925 году также его отец протоиерей Иоанн Коронин заявил о своем единстве с Римом. За ним последовали его прихожане и несколько духовных особ. Чтобы поддержать зародившееся кафолическое движение, в 1928 году Апостольский престол основал в Манчжурии русскую католическую епархию восточного обряда во главе с архимандритом марианином Фавианом Абрантовичем. В 1929 году сотрудник епархии архимандрит Николай Алексеев прибыл Шанхай, где открыл маленькую церковь. В том же году в Манчжурию приехал о. Диодор Колпинский, во время революции служивший в Петрограде вместе с экзархом Леонидом Федоровым. Статьи русских католических священников публиковались в эмигрантской печати. о.Фавиан
(Абрантович) Большое
внимания в своей деятельности
духовенство уделило созданию учебных
заведений для русских детей, ибо
большинство школ в районе КВЖД
контролировались советской
администрацией, которая использовала
их как рупор коммунистической
антирелигиозной пропаганды. В 1929 году во время конфликта на КВЖД советские войска совершили рейд (зачистку) по казачьим хуторам Трехречья (территория Манчжурии), расстреляв немало русских людей, бежавших после Гражданской войны из СССР. В Харбине оказалось множество сирот, для которых на средства Католической церкви было создано Мужское епархиальное католическое училище (т.н. лицей Св. Николая). Кроме того, в Харбине уже действовали женская гимназия, коммерческие курсы и профессиональная школа для русских девочек при монастыре урсулинок; женская школа и приют при монастыре францисканок. Церковь
Лицея Св. Николая В
1933 году несколько студентов
епархиального училища присоединились
в Католической церкви. Среди них был Андрей
Катков, будущий епископ русских
католиков и Георгий Брянчанинов (ныне
архимандрит, настоятель русского
католического прихода в Австралии). После
захвата Харбина армией Мао в 1949 году
отцы мариане были арестованы и
переданы в НКВД, где затерялись на
островах Архипелага ГУЛАГа.
Русские приходы в США и Австралии Приходы в США. В 1935 году на рождество в Нью-Йорк прибыл священник Андрей Рогош, для служения среди русских католиков в эмиграции. В течении нескольких месяцев 1936 г. он вел работу над созданием церкви. Вскоре в 1936 году была открыта русская католическая церковь в честь Св. Архистратига Михаила.
Отец Андрей Рогош
Приход Архангела Михаила Вскоре после прибытия о. Иоанна ( John Soles) наступил конец Холодной Войны в 1989 и 1990, что привело к новой к волне Русской эмиграции в США. Таким образом, увеличилась потребность в общине.Приход св.Михаила всегда привлекал не только Русских , но так же приобщал американцев к русской духовности. Приход св. Андрея Первозванного. Сегодня среди русских приходов в США так же существуют приход Фатимской Божией Матери и Сан-Франциско и приход св Андрея Первозванного в Лос Анжелесе , где богослужения так же проходят по Византийскому обряду. Русский Католический Центр в Мельбурне, церковь Святителя Николая отец Георгий
Брянчанинов.
Папа Иоанн Павел II и отец Георгий Брянчанинов.
Церковь Святителя
Николая в Мельбурне (отец Георгий
крайний справа) Служение священника Роберта де Калуве в ФинляндииЛетом
1939 году в Хельсинки приехал выпускник «Руссикума»
голландец Роберт де Калуве для
служения в общине русских католиков,
которую основал бывший православный
благочинный Гельсингфорса.
Богослужения совершались в частном
доме. Вскоре началась Зимняя война 1940
года. Советские бомбардировщики
бомбили город, и многие жители столицы
уехали в сельскую местность. Во время следующей войны Финляндии и СССР, финское правительство поручило о. Роберту заботиться о нуждах русских пленных в Финляндии. В семинарии о. Роберт занимался иконописью, и его обрадовала встреча со старообрядцами, беженцами из Эстонии. Старообрядцы поведали ему об особенностях древнерусского иконописания. О. Роберт приобрел у них множество книг и рукописных сборников, которые позволили ему воссоздать методику иконописания Псковско-Новгородской школы. В
начале 60-х годов о. Роберт с помощью
добровольцев католиков построил
католическую церковь восточного
обряда в Мюллиярви (30 км от Хельсинки) и
иконописно-экуменический центр.
На
чаепития к о. Роберту съезжались
финские православные батюшки и
лютеранские пасторы.
Миссия после войны среди перемещенных лицВо
время Второй мировой войны епископ
Александр Евреинов работал в Ватикане
в комитете помощи военнопленным. Его
неприятие Советской власти оказало
большое влияние на формирование
стойкой антикоммунистической позиции
Римской курии. Отцы
из «Руссикума» Павел Шалей, Петр Леони,
Венделин Яворка служили
по восточному обряду на территории,
оккупированной войсками Германии.
После отступления немцев отцы остались
при своих общинах, за что немедленно
были арестованы НКВД, и заключены в
лагеря за “шпионаж в пользу Ватикана». После войны католическое духовенство в Европе укрывало русских (т.н. «Ди-Пи» - перемещенных лиц), отказавшихся возвращаться в Советский Союз. Согласно Ялтинским соглашениям, англо-американская администрация принудительно отправляла бывших советских военнопленных Россию. Некоторые из беженцев присоединились к Католической церкви и стали священнослужителями. О. Павел Близнецов, бывший советский летчик, попавший в плен, после окончания «Руссикума» окормлял русских беженцев в Западном секторе Германии. Бывший офицер Иоанн Корниевский работал на ниве католичества книгоиздательства. В монахи бенедектинского аббатства Нидеральтайх постригся Василий Блашкевич с именем Иоанн Хризостом , оставшийся в Германии после войны. Отец Блашкевича был прихожанином московского батюшки Алексия Мечева и привил своему сыну антипатию к советской действительности. О. Иоанн Хризостом писал труды по-немецки об истории русской церкви и униональные брошюры по-русски под псевдонимом «Андрей Беломорский». Он основал в аббатстве ветвь восточного обряда. Его послушниками были местные немцы, которые с трудом понимали, почему он называет себя «православным в общении с Папой». За свои труды он был удостоен сана архимандрита. В
1946 году к Католической церкви
присоединился бывший православный
епископ Брянский Павел
(Мелетьев), служивший на территории
оккупированной германскими войсками.
При Советской власти он много
пострадал за православную веру. При
наступлении Советской армии он решил
больше не испытывать судьбу и выехал в
Западную Европу. Папа даровал ему титул
епископа Гераклепольского и определил
окормлять русские католические
приходы в Европе. Владыка прожил до
1961 года в Париже, где его неожиданно
сбил автомобиль. Эвакуировавшись из
России, присоединился к католичеству в
сущем сане обновленческий архиепископ
Николай Автономов. Он получил
назначение для работы с русскими
эмигрантами в Южной Америке. Передачи
«Радио Ватикана» на русском языке вел о.
Алексей Шевелев, бежавший вместе с
матушкой из СССР и присоединившийся к
русскому апостолату. В
Париже для русских эмигрантов был
открыт центр «У двух медведей» и
Интернат Св. Георгия в Париже. В
интернате под руководством отцов
иезуитов обучались русские мальчики,
готовившиеся поступать во французские
учебные заведения. Религию преподавали
приходящие православные священники. В
Лионе в Центре Св. Василия трудился о.
Петр Холодилин. В Эссене (Рурская
область Германии) служением для
русских беженцев занимались отцы
Гавриил Иммекус и Александр Ермоленко. В
Зальцбурге(Австрия) для русских была
открыта часовня византийского обряда
при римско-католической церкви Св.
Елизаветы, где служил о. Ювеналий
Кубенский. В Голландии местными
капуцинами восточного обряда основаны
русские католические общины в
Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Утрехте,
Гаарлеме, Эндховене. В
миссии на Аляске находились отцы
Всеволод Рожко и
Борис Орловский. В Бразилии для детей
русских эмигрантов были открыты
интернаты Св. Владимира и Св. Ольги, при
которых существовали приходы. Пий
XII
благословил всех русских монахинь,
поступивших в латинские конгрегации
после войны, перейти в восточный обряд
и основать в Риме Успенский женский
русский монастырь. Вскоре обитель была
создана, на средства Римской курии было
приобретено и обустроено необходимое
помещение. Восточный очаг в БрюсселеВ
после войны в Бельгии
оказалось около 10 тысяч русских
перемещенных лиц. Русская католичка
Ирина Михайловна Поснова (1914-1997), дочь
известного православного историка М.Э.
Поснова, с помощью сочувствующих
католиков решила им помочь. В 1945 году
она совместно с православным
священником о. Валентом Роменским
начала издавать журнал "Жизнь с
Богом" для русских женщин, вышедших
замуж за бельгийцев. Россиянки были
совершенно не приспособлены к жизни на
Западе. Кроме религиозных статей в
журнале помещались рецепты и советы
домохозяйкам. Ирина Михайловна
договорилась с отцом Валентом не
спорить о догматике и уважать
убеждения друг друга. Отец Валент
сказал: "Мы должны давать хлеб этим
людям, то есть помочь этим голодающим
душам познать и полюбить Христа. А наши
догматические расхождения - это своего
рода пирожные, без которых они могут
обойтись, как и христиане первых веков".
В
1951 году Ирина Михайловна выпустила
первый номер «Русского католического
вестника», который был позже в духе
Владимира Соловьева переименован в «Россию
и Вселенскую церковь». В 1954 году
префект Конгрегации восточных
церквей кардинал Евгений Тиссеран
предложил создать издательство и
домовую церковь при нем. В 1955 году
словенец Антоний Ильц (1923-1998) был
назначен настоятелем прихода Брюсселе
при издательстве «Жизнь с Богом». Ирина
Михайловна вместе со своими
единомышленниками считала, что
единства Церкви «
мы можем и должны искать не вне, а
внутри нашего родного православия.
Наше православное богослужение, наши В 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка, где советский павильон оказался рядом с ватиканским. По предложению Ирины Посновой в павильоне Рима был устроен русский раздел, где всем желающим советским туристам бесплатно давали Евангелие и православный молитвослов. В часовне при павильоне отец Антоний Ильц ежедневно служил Божественную литургию по-славянски. Священномученик
Александр Мень У
издательства установился контакт с
некоторыми русскими туристами, которые
позже передали адрес издательства о.
Александру Меню. Все наиболее
известные творения отца Александра
были напечатаны именно в Брюсселе.
Отсюда поговорка учеников Меня: »Где
находят духовных детей? - В капусте,
брюссельской!». Всего
издательство выпустило около 2
миллионов экземпляров духовной
литературы на русском языке. С началом
политики перестройки издатели
бесплатно рассылали ее по известным им
адресам в СССР. В 1991 году Ирина
Михайловна Поснова и отец Антоний Ильц
привезли в Москву грузовик книг и
передали их приходу отца Александра
Борисова. Книги продавались в
Библиотеке иностранной литературы с
указанием, что деньги идут на
реставрацию храма Косьмы и Дамиана (РПЦ
МП)
в Столешниковом переулке. Съезды русских католиковВо
Франции в католическом апостолате
активно трудился мирянин Михаил
Николаевич Гаврилов, автор нескольких
трудов в пользу соединения церквей. По
его предложению в ноябре1950 года
состоялось паломничество русских
католиков в Рим, где они встретились с
папой Пием XII.
По ходатайству паломников Папа
обратился с посланием ко всем народам
России о вреде коммунистических
заблуждений, призвал их веровать в
Пресвятую Троицу и почитать Божию
матерь. Для
координации усилий апостолата
собирались съезды русских католиков и
съезды выпускников «Руссикума», на
которых участники рассказывали о своей
деятельности. К середине 60-х годов
деятельность русских католических
очагов все более смещалась от работы
среди русской диаспоры к популяризации
византийского обряда для западных
католиков. В
Милане священником восточного обряда
Романом Скальфи был основан центр «Христианская
Россия», который своими публикациями
приближал русское христианское
наследие к уровню восприятия
итальянского читателя. По приглашению
латинских настоятелей о. Роман вместе
со своих хором выезжал на приходы, где
служил славянскую Литургию Св. Иоанна
Златоуста итальянцам. В 1958 в епископы был хиротонисан Андрей Катков (1916-1996), последний русский католический Владыка. Владыка Андрей (Катков) В
1962 году в Хельсинки в гости к о. Роберту
де Калуве приехал из Брюсселя о. Иоанн
Корниевкий. В Финляндии у отца Иоанна
началась вспышка ностальгии, и он решил
как бельгийский подданный
съездить в гости к своим
родственникам в СССР, предварительно
написав об этом записку знакомым. О.
Роберт позвонил об этом в полицию и в
бельгийское посольство. Финские
пограничники сообщили, что в самолет «Аэрофлота»,
стоявший в аэропорту Вантаа два
советских дипломата за руки пронесли
третьего. Позже о. Иоанн написал
несколько писем из Запорожья, где
сообщал, что хотя он был принудительно
вывезен в СССР, советские власти его
помиловали. Собратья из Европы
посылали ему облачения и религиозную
литературу. В 1984 году он умер. В августе 1969 года глава русских католиков епископ Андрей (Катков) по приглашению митрополита Никодима ( Ротова) прилетел в Москву. Во время посещения приходских православных церквей его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, московские владыки благоговейно лобызались с ним. Во время посещения Псковско-Печерского монастыря при обильном стечении молящихся наместник возгласил многолетие папе Павлу VI. В Лавре владыка Андрей молился у раки преподобного Сергия Радонежского, а в Одессе встретился с отдыхавшим там патриархом Алексием Симанским, который подарил ему четки со своей руки и панагию . Далее владыка полетел через Омск в Иркутск, город, где родился. Митрополит
Никодим (Ротов) Через
месяц состоялось первое в истории
официальное русское православное
паломничество к святыням Рима.
Митрополит Никодим Ротов вручил от
имени патриарха Алексия I
ордена Св. Владимира 1-йстепени
кардиналам Евгению Тиссерану и Иоанну
Виллебрансу; префекту Восточной
конгрегации кардиналу Максимилиану де
Фюрстенбергу была подарена панагия, а
ректору Руссикума наперсный крест,
самому «Руссикуму» был преподнесен
список с Казанской иконы Божией матери.
В воскресенье 12 октября 1969 года
митрополит Никодим совершил
Божественную литургию в русском
католическом храме Св. Антония в
сослужении протоиерея Бориса Глебова,
иеромонаха Кирилла Гундяева (ныне
митрополит, председатель ОВЦС),
священников Петра Раины и Владимира
Рожкова, учившихся в «Руссикуме» за
счет Римской курии. Ектении возглашал
диакон Андрей Мазур (ныне патриарший
архидиакон). Присутствовавшие католики
благоговейно приступили к Причащению. В
декабре 1969 года в Мюнхене в Институте
по изучению СССР, было проведено
совещание по теме »Московская
Патриархия и ее сближение с
Апостольским Престолом». И хотя
участники, среди которых были
католические священники, пришли к
выводу, что подобное сближение только
укрепляет позиции коммунизма в СССР,
это никак не отразилось на
экуменических контактах Рима и Москвы. В
октябре 1970 году в Рокко-ди-Паппа на
очередном съезде духовенства,
монашествующих и мирян, подвизающихся
в русском апостольстве была принята
резолюция, где говорилось о
необходимости «продолжать свою работу
в духе верности Преемнику Апостола
Петра в отношении сближения с
православными Церквами-сестрами, как в
отношении христианского единения, так
и в деле оказания братской помощи
православным, везде где это желательно»
В
1973 году бывший работник «Радио
Ватикана» протопресвитер Алексей
Шевелев(1896-1974), с матушкой ездил к
родственникам в СССР, где был тепло
принят православной иерархией. В
том же году интернат Св. Георгия был
преобразован в центр русской культуры. В
Риме появляются новые русские
эмигранты, выезжавшие из СССР под видом
евреев. Студенты «Руссикума»
установили, что почти они все атеисты,
причем 20% из них не евреи, а русские.
Изучали возможность работы с ними, но
никого не обратили. После
политики перестройки в Европу с новой
силой ударила волна русской эмиграции.
В Германию с российскими немцами
приехало много русских. Их духовное
окормление в Мюнхене было поручено
приходу Св. Николая. Хором руководит
активный деятель русского апостолата
профессор Петр Модесто. В середине 90-х
годов приход возглавил выходец из
Московской патриархии отец Георгий
Аввакумов. В 1998 году к нему
присоединился игумен Игнатий Крекшин
бывший наместник Рождественско-Богородичного
Бобренева монастыря из-под Коломны,
вышедший за штат Московской патриархии.
В результате депортации западных украинцев в 1947 году за Урал на территории России оказалось много т.н. традиционных греко-католиков. В конце 50-х годов в Прокопьевске (Кузбасс) поселился иеромонах Василий Рудка, редемпторист, выпускник Лувенского университета, который начал подпольное служение среди украинцев шахтеров. Из-за инвалидности власти не чинили ему особых препятствий. В 1983 году ему на помощь приехал молодой собрат по ордену иеромонах Ярослав Сподар, который устроился работать на шахту, а в свободное время посещал верующих в городах Кузбасса. Из прихода в Прокопьевске вышли два священника нового поколения Алексей Баранников и Андрей Зверев, которые служат ныне в приходах Преображенской епархии. Папа Иоанн Павел II и архимандрит Сергий В 1990 году в Новосибирск приезжали греко-католические священники Виктор Данилов из Гродно и архимандрит Сергий Гаек.
ЦЕРКОВЬ В РОССИИ СЕГОДНЯ
С падением коммунистического режима, восстановлением Греко-Католических структур занялся священник Андрей Удовенко. Отец Андрей родился в 1961 г. в Мордовии, в 1987 г. стал священником Московской Патриархии, в марте 1991 г. был принят в Католическую Церковь. С 1992 г. - в юрисдикции митрополита Львовского. Поводом для разрыва с Московской Патриархией стали неприемлемые требования со стороны КГБ. Когда уже о. Андрей стал клириком Греко-Католической Церкви, ему из Патриархии сообщили, что он якобы был запрещен в служении с 1990 г., хотя ранее все время говорили обратное: нет, не запрещен, может служить. отец Андрей Удовенко Сейчас отец Андрей возглавляет приход свв. Апостолов Петра и Андрея в Москве .Отец Андрей подчеркивает, что предпочитает говорить о себе как о православном, находящемся в общении с Римом. Временно он принят ("инкардинирован") в юрисдикцию архиерея для католиков латинского обряда Тадеуша(Фаддея) Кондрусевича. Формально он является главой всех греко-католиков Москвы. В официальных бумагах община называется греко-католической, неофициально ее члены предпочитают называть себя "православно-католической общиной". На всенощных бывает 15-20 человек, на воскресной литургии 30-40 человек, на Пасху в 2001 г. пришло около 80 человек. Служение в Сибири В 1992 году униональным служением в Сибири занялся римско-католический священник Иосиф Свидницкий. Благодаря его трудам, в 1995 году в Омске был создан греко-католический приход, членами которого стали депортированные из Галиции украинцы. о. Иосиф Свидницкий Ныне в составе Преображенской Епархии находятся 4 зарегистрированных греко-католических прихода: в Омске, Соргатском Омской области, Новокузнецке и Прокопьевске Кемеровской области. Религиозные группы украинцев греко-католиков, духовно окормляемые священником, существуют в Томске и Копейске Челябинской области. Духовенство Восточного и Латинского обрядов с епископом Иосифом Вертом(1998) Русский приход в честь свв. Кирилла и Мефодия возглавляет декан (благочинный) Омского деканата священник Сергий Голованов. иерей Сергий Голованов Приход Свв. Кирилла и Мефодия Отец Сергий является автором нескольких трудов по истории русских и украинских греко-католиков. Большая часть данной работы тоже составлена им. Под руководством отца Сергия среди украинской диаспоры в Сибири служат священники Византийского обряда Алексей Баранников и Андрей Зверев. священник Алексей Баранников При поддержке о. Сергия в Сибири проходят конференции греко-католического духовенства, молитвенные встречи, организуются летние молодёжные лагеря.
новые общины Община Святителя Филиппа Московского Община во имя св. митрополита Филиппа в Москве. До весны 2002 года у этой общины был настоятель о. Стефан Каприо, которого выслали из России без объяснения причин, как выслали потом католического еп. Ежи Мазура и еще нескольких священников. Организована эта община была в 1995 году. Отец Иоанн Солес, Владимир Белов и отец Стефан Каприо на Русском Соборе 1999 г. Царские врата Церкви Св. Филиппа Московского Отец Стефан Каприо откликнулся с радостью, когда появилась возможность служить по православному обряду, его друг Владимир Белов стал старостой этой общины. Отец Стефан не смотря на высылку, продолжает оставаться настоятелем общины. Богослужения совершаются о. Яковом Кротовым и другими священниками. отец Лев Струков Летом 2002 г. общину св. Филиппа посещали о.Сергий Голованов и о. Лев Струков (рукоположеный на Украине на Пасху 2002)
Община Св.Архистратига Михаила и Общество Святого Креста Господня В 2001 г. в Санкт-Петербурге возникла община Св. Архангела Михаила, под руководством мирянина Павла Парфентьева. Сегодня община состоит примерно из 25 человек(активных членов). Начиная с осени 2001 года русские католики византийского обряда, входящие в "Общество Святого Креста Господня" (состоящее из католиков латинского и византийского обряда, а так же православных) начали проводить молитвенные встречи, примерно раз в две недели. Во время этих встреч собравшиеся верующие читают, как правило, один из Акафистов (обычно это Акафист Божией Матери), молясь о Церкви. Так появляется община Святого Архистратига Михаила.
Первую литургию в общине совершил о. Сергий Голованов в январе 2002. Сейчас община не имеет постоянного священника. Богослужения совершают священники из других общин .Богослужения в общине так же совершали священники Лев Струков, Иоанн(Джон) Солес и многие другие священники византийского обряда из России и зарубежья . Деятельность общины разнообразна .Община ведет активную исследовательскую деятельность по истории Русской Греко-Католической Церкви. Павел Парфентьев пишет много работ посвященных русским католикам. В 2002 общиной был так же создан фонд Святителя Николая. Община постепенно растет, и надеется что в ближайшее время у них появится свой священник. Московская община во имя Сошествия Святого Духа Община сошествия Святого Духа была создана Яковом Кротовым, рукоположенным в Российской Православной Апостольской Церкви в ноябре 2002. Богослужения совершаются в храме Исповедников и Новомучеников Российских, принадлежащем Российской Православной Апостольской Церкви. Богослужения совершает о. Иаков. Община Сошествия Святого Духа (Священник Яков Кротов в центре) 2003 г. Общину поддерживает так же отец Стефан Каприо, приславший в феврале 2003 года частицу мощей святой Марии Габриэллы - католической монахини, посвятившей свою жизнь единству Католической и Православной Церквей. Эта частица вшита в антиминс, на котором совершается Божественная Литургия в общине Сошествия святого Духа. Нижегородская община Святого Апостола Андрея Первозванного В декабре 2001 года в Нижнем Новгороде была основана община Святого Апостола Андрея Первозванного. В общину вошли несколько человек, православных, желающих соединиться с Католической Церковью, сохраняя Византийскую богослужебную традицию. Идею создания общины поддержали несколько нижегородских православных священнослужителей (МП) сочувствующих единству Церкви, а так же греко-католический священник Сергий Голованов. Община по прежнему не многочисленна. Деятельность общины направлена не на прозелитизм, а на проповедь единства христиан, что было подчеркнуто в уставе общины. Община сотрудничает с нижегородскими журналистами, художниками, музыкантами. Весной 2003 года было проведено несколько собраний-лекций на тему "Гонения на Церковь в ХХ веке" , в доме-музее Добролюбова, при поддержке друзей -протестантов. Община так же надеется наладить дружеские отношения с нижегородскими православными молодежными организациями. В 2002 Николаем Державиным был создан сайт в интернете: www.vselenskiy.narod.ru.
На этом история Церкви не заканчивается. Мы надеемся и верим, что Господь не оставит любящих Его, и Церковь будет расти. Просим всех молиться о единстве Церкви Христовой.
|